Чем меня так привлекала Таруса? Чем она интересна? Немногие наши райцентры могут похвастаться таким числом чисто литературных достопримечательностей.
В начале 60-х годов появился альманах "Тарусские страницы", который активно критиковали в печати за безыдейную повесть Булата Окуджавы и другие "неправильные" публикации. А потом, в новое время, вдруг оказалось, что "Будь здоров, школяр!" - одна из самых трогательных историй о молодом человеке на войне, а в альманахе впервые за много лет были напечатаны стихи Цветаевой, Заболоцкого и других хороших поэтов. В подготовке и издании "Тарусских страниц" большую роль сыграл Константин Георгиевич Паустовский, но о том, что он много лет жил в Тарусе, я узнала позже, как и о том, что здесь семейное гнездо Цветаевых.
К сожалению, Марина Ивановна в последний раз приезжала сюда в 1912 году, этот дом не сохранился, но энтузиасты смогли реставрировать дом А.Д. Мейна, деда Марины по матери, и сейчас там маленький музей, куда мы и отправились первым делом. Подлинных вещей семьи почти не сохранилось, собраны, в основном, типичные предметы быта той поры, принадлежавшие друзьям и знакомым Цветаевой.
Дочь Марины Ивановны Ариадна Эфрон в последние годы своей многотрудной, даже трагической жизни часто приезжала в Тарусу, жила и работала там и похоронена на местном кладбище. В музее стоит старинный письменный прибор, которым пользовалась Ариадна Сергеевна, лежат ее рисунки. Все очень трогательно, но хотелось бы увидеть там больше фотографий, тем более, что вещи почти не сохранились.
Дом Паустовского совсем не велик, в одной его части размещается собственно музей, а в другой живет падчерица Константина Георгиевича, дочь известного драматурга Алексея Арбузова. В музее собралось человек 20, на шум вышла Галина Алексеевна, сначала довольно резко потребовала, чтобы осталось не более 10 экскурсантов, а когда экскурсовод увела "лишних" в другую комнату, она сменила гнев на милость и разговорилась. Мы спросили Галину Алексеевну о двух небольших работах Матисса, висевших на стене, и услышали историю их появления в Тарусе.
В 1956 году одна из первых туристических групп советских писателей, в том числе и Паустовский, оказалась в Париже. Об этом событии написали французские газеты, и вечером в отеле к Паустовскому подошла русская дама. Разумеется, советским писателям строго-настрого запрещалось вступать в контакты с эмигрантами, но Константин Георгиевич пренебрег запретом и разговорился с дамой, поклонницей его творчества. Ей оказалась Лидия Делекторская, секретарь, модель и верный друг великого Анри Матисса. Кстати, у многих великих парижских художников были русские жены и подруги - у Пикассо, Дали, Леже. Матисс дарил Лидии свои картины и рисунки, а иногда она и сама их покупала. Паустовский и Делекторская стали друзьями, Лидия стала приезжать в СССР, благодаря ей в наших музеях так много работ Матисса. Не могу не привести ссылку:
К сожалению, мы практически ничего не снимали в доме Паустовского, ограничились кабинетом, потом вышли в сад, там уж можно было фотографировать в свое удовольствие. Сад большой, ухоженный, в дальнем углу - беседка, в которой Паустовский любил работать. Мне понравилась вывеска на домике, увитом зеленью: "Туалет не работает".
Центр Тарусы - Соборная площадь, где подряд расположены собор Петра и Павла, здание администрации и памятник Ленину. Прямо к собору пристроена картинная галерея. Нам это показалось довольно странным, но все объяснила местная жительница. Оказывается, при советской власти колокольню снесли, а здание церкви приспособили под дворец пионеров. В наше время колокольню построили заново, восстановили купол, ну а картинную галерею трогать не стали, вот и появился такой странный симбиоз святого и грешного.
На двух этажах галереи мы не обнаружили, к сожалению, ни одной картины Поленова, чья усадьба совсем рядом, на другом берегу Оки, но добраться туда мы не смогли - моста нет, раньше был паром, а сейчас можно было бы нанять перевозчика с лодкой, но куда машину деть? Да и времени не было.
Зато в галерее есть несколько старинных пейзажей и немного старого фарфора. В одном зале - интересная выставка художника - нонконформиста Эдуарда Штейнберга http://art-critic-kuskov.com/czhtenberg.html. Его жизнь оказалась связана с Тарусой благодаря отцу, Аркадию Штейнбергу, репрессированному, но уцелевшему в лагерях благодаря своему ремеслу художника. А после освобождения ему, как и многим бывшим узникам, разрешалось жить за 100 км от Москвы, не ближе. Аркадий Штейнберг дружил с Паустовским, в музее мы видели его работы. Так что Таруса привлекала не только писателей, но и художников.
Уже вечерело, когда мы вышли на набережную - самую знаменитую часть города. Перед нами - излучина Оки, город стоит на высоком берегу, напротив - луга, песчаные пляжи, там машины, палатки, народ купается, наконец-то потеплело. Слева памятник тарусянам, погибшим в боях, далее - памятник Марине Цветаевой, архитектор проекта - Борис Мессерер, скульптор - Владимир Соскиев. Памятник Белле Ахмадулиной - это дар городу и первый скульптурный опыт Бориса Мессерера, мужа поэта. Пока мы рассматривали памятник, а я все пыталась найти самый удачный ракурс для фото, местная жительница рассказала нам, что памятник здесь стоит не случайно, Белла Ахатовна очень любила сидеть в этом скверике и смотреть на Оку. Ну и чуть дальше на набережной стоит памятник Паустовскому - он изображен с любимой собакой
Далее мы собирались поклониться могиле художника Борисова-Мусатова и найти камень на берегу Оки - на месте, где хотела бы быть похоронена Марина Цветаева, но немного заблудились, устали и поехали на ночевку, тем более, что гостиницу нашу навигатор не смог обнаружить, и мы даже стали волноваться, уже смеркалось. Но все обошлось, гостиницу нашли, так что переночевали с достаточным комфортом, под кваканье лягушек и пенье соловья.
Утром отправились на старое кладбище, где похоронен К.Г. Паустовский. Найти это место оказалось проще простого. В мае в Тарусе отмечали 125-летие со дня его рождения, приехали московские гости, и власти замостили московской плиткой дорожку к могиле. На ней стоит простой деревянный крест, немного живых цветов. К сожалению, мы не знали в тот момент, что Ариадна Сергеевна Эфрон тоже похоронена здесь, не подошли поклониться ее могиле. А вообще-то тарусское кладбище ухожено, оно очень нарядное, если можно так сказать, потому что на могилах масса ярких искусственных цветов, пронзительно желтых, красных, фиолетовых.
Еще один пункт нашей программы - Город мастеров, но он нас разочаровал. Мы увидели там довольно интересную керамику, но, к разочарованию Семена, не нашли свистулек. Интересных работ знаменитых тарусских вышивальщиц мы тоже не увидели. Словом, выпили кофе в симпатичной кофейне и отправились в Москву.