Еще в университете я в составе широко известной Конторы братьев Дивановых (БрД) принимал участие в капустниках. В НФ по различным причинам сначала особо себя не проявлял (хотя после устаканивания в 3-й лабе мы с Самойлой сделали пару НГ и 8 Марта). А вот с переходом в 9 отдел как-то так получилось, что эта сторона жизни вновь заиграла в жилах полной струей. Перейдя в апреле 83-го на М-6000, я „поселился“ в одной комнате с Ленкой Топчиян, которая была культмассовиком в комитете комсомола и, по совместительству, таковым (-ой) же в 9-ом отделе. И, начиная с ноября месяца вышеупомянутого года, я наблюдал ее мучения в деле подготовки новогоднего вечера отдела. Когда до вечера оставалась пара дней, я, обратив внимание на ее вот уже пару недель плачущее выражение лица, спросил, в чем дело. Она рассказала о том, что „вечер накрылся“ (чем и в какой степени – уже не помню). Я предложил свою помощь, в течение этих оставшихся дней мы сваяли что-то (в основном, по мотивам наших конторских материалов), и вечер получился на УРА. В результате так до своего отьезда я и пропродюссировал ( как словечко?) сии мероприятия в роли организатора –сценариста – режиссера – актера – ответственного за все –... Теперь делюсь опытом.
Вечер начинается задолго до вечера. Самое главное, чтоб люди еще до начала получили заряд позитивных эмоций. Тут можно использовать много разных фишек. Если помните, первый НГ в новом здании Филиала начался с лестницы. Там стояли разные персонажи (помню, их было много, но запомнил только пирата Серегу Спицына), которые требовали от входящих, кроме входных билетов, всякую ерунду типа ответов на вопросы, заданий сплясать, спеть частушку. Серега, в частности, играл с входящими в кости. Если он выбрасывал меньше очков, то входящий входил беспрепятственно, как выигравший. Если Серега набирал больше, то он пропускал входящего беспрепятственно, как выигравший. Мы у себя в 9-ом тоже выставляли кордон – уж не помню с чем (в основном, предоставляли инициативу кордонцам – помню, Боря Загорский в каких-то латах долго сдерживал наплывающий поток так, что мы, в конце концов, попросили его ускорить процедуру). В результате люди, севши за столы, уже находились в приподнятом настроении, которое тут же повышалось еще, потому что следующим номером программы был общий тост (произносил, как правило, какой-нибудь Аязян) – „Дорогие друзья, мы славно потрудились...“. И т.п., и пр. Выпив вместе со всеми и подняв тем самым свой актерский темперамент, мы начинали капустник. С самого начала мы решили, что дольше получаса он длиться не должен – мы ведь не актеры, способные держать в течение длительного времени в напряжении зрительный зал. Да и самим за столы хотелось. А если серьезно, то еще в БрД мы, делая первый капустник, натаскали в него все, что было (потому как за год до этого вообще ничего не было). И он настолько затянулся, что зрители стали уходить, несмотря на то, что, в общем-то, там были неплохие номера. После этого мы пошли ленинским путем – лучше меньше, да лучше. Поэтому, думаю, полчаса вполне хватает (я имею в виду непрерывное действо на сцене).
После капустника следовал опять же общий тост (как правило, того же Аязяна) – „за всех нас, в том числе – за артистов“, и дальше все шло по накатанной (все возрастающей) дорожке, потому как заряд уже был получен. В своих воспоминаниях многие говорят о 15-летии, как о вершине. На мой же взгляд, этот вечер был затянутым (два отделения, масса номеров, которые были представлены исполнителями без предварительного общего просмотра, желание дать выступить всем желающим и т.д.). Как мне кажется, 10-летие (в верхнем зале столовой ВЦ, когда мы еще жили в старом здании) или первый НГ в кафетерии были более сбалансированы. Но это мое личное мнение.
А когда вечер уже покатится, тут неплохо пару раз встрять с игрушками, куда постараться вовлечь всех присутствующих (какие-нибудь конкурсы типа – рассказать анекдот на определенную тему, победителя определим по аплодисментам, или та же викторина на 15-летие, или что-то подобное). Мне сильно запомнилось, когда мы встречали отделом Год тигра и в качестве такой фишки предложили упомянуть произведения, посвященные представителям семейства кошачьих. Понятно, что всякие „Ап, и тигры у ног моих сели“ и „Кот в сапогах“ вместе с переделанными „Уронили кошку на пол, оторвали кошке...“, естественно, имели место быть. Я побегал с микрофоном от стола к столу минут 10–15, а народ веселился от души. А победил Беляев, процитировавший басню Крылова про кота: „А Васька слушает да ест“, посмотрев при этом многозначительно на Голубева, который как раз заедал выпитую перед этим рюмку. Вот хохоту было!
Еще один важный момент – то, что кажется хорошо одному человеку, совсем не означает, что оно хорошо для всех. Первые годы я делал капустники практически один. Конечно, все, кого я привлекал, в процессе „включались“, и мы уже все вместе доводили номера до конца. Но общая линия, канва была моя. Через несколько лет появился Палыч (Шура Назаров, перешедший из наладчиков в состав отдела – его переманил Аязян). Совершенно креативная натура! Но его креатив не совсем в моем вкусе. Поэтому, когда он начал что-то предлагать, честно скажу, мне не все нравилось. Но ввиду деликатности и интеллигентности (это я о себе так скромно J), а также руководствуясь словом „плюрализм“ (которого мы тогда еще не знали), я соглашался со всеми его предложениями. И скажу прямо – оказалось, что многое из его вещей нравилось народу (а многое из моего, в чем я был уверен, – не очень). Фацит – программа должна быть разнообразной и в идеале ее бы делали несколько людей разного типа – будет легче понравиться публике, которая уж совершенно точно разного типа.