Многие помнят, каким страстным автолюбителем был Андрей Основич. Как он летал на своей „ласточке“ (как он ее называл) и как любил ее. До сих пор помню эти желтые Жигули (какая там ласточка, скорее, канарейка) с номером 61-47. Правда, в середине 80-х за лихость езды и допинг их разлучили на год. Дрюня попытался сделать хорошую мину при плохой езде и сказал, что все в порядке. Походит пешком, поднаберется здоровья, но сам-то считал дни до окончания „ссылки“ и последнюю неделю перед воссоединением ни о чем другом говорить не мог, кроме как о скором свидании со своей птичкой.
Многие помнят, что Жора Томе нe то что страстным, вообще никаким автолюбителем не был. Просто он собирался уехать в Германию, где ты „им быть обязан“. Поэтому в конце 1991-го он пошел на курсы в кооператив „Светофор“ при ЦАБе и получил права, не имея на то прав. И вот это было нарушение закона в стране номер 1 – СССР. Правда, в его оправдание можно сказать, что тут была полная гармония. Государство обманывало граждан, они отвечали тем же. Например, обещали по 30 часов практики, но – поломки, нет бензина, инструктор пьян, машина нужна руководству – вот вам облом. Я, как один из самых настойчивых, отъездил 8 часов, из них 6 по территории ЦАБа. Но ездить не научился. Из 30 курсантов, прибывших в Бердское ГАИ для сдачи экзамена, на практической езде, выразившейся в выезде на полметра из 4-х колышков, имитировавших парковку, и возврат взад, у трети заглох мотор, а треть сдуру начала крутить рулем и в колышки уже не вернулась. Но что меня немного успокаивает – преступление было групповым (хотя за него, вроде больше дают), и повязаны там были также сотрудники милиции, с которыми наши инструкторы пошли потом пить водку. Кстати, права были получены 3 апреля 1992 года, можно сказать – посвящены 20-летию Филиала.
Все мы помним начало 90-х как какое-то смутное время. Вроде и продолжали жить как прежде, но как-то слабо получалось. Искали себя в поменявшейся жизни. Однако – к нашим героям.
Дрюня, после обретения любимой птички, через некоторое время вернулся к прежнему образу жизни, в смысле общения с ласточкой. И вот глубокой осенью 92-го случилось то, что в принципе уже давно должно было случиться. Была какая-то мощная гулянка в Филиале (как практически каждый вечер в то время). Когда пришла пора расходиться (скорее всего, просто кончилось горючее), Дрюня предложил не „расходиться“, а „разъезжаться“. Т.е. предложил свои услуги в качестве извозчика. Автобусы в то время ходили через пень-колоду, предложение нашло отклик. Левобережцы и шлюзовцы (Веницкий и я) благородно решили инициативного Дрюню пожалеть и добираться своим ходом. В результате составилась компания на Щ. 7 человек в салоне Жигулей на рекорд Гиннесса не тянет, но все же противоречит ПДД. Поэтому в районе Строителей экипаж привлек внимание гаишников (может и Дрюня ехал „не совсем“ или вернее „совсем не“ ровно, не знаю), и они начали погоню. Дворами Дрюня все же просочился на Рубиновую, где стал высаживать прибывшую домой Наташку Алексееву, но как раз в этот момент был настигнут рыцарями жезла и мигалки. Серега Спицын храбро пытался лечь на амбразуру, оттеснив не совсем (совсем не) трезвого водителя и сказав, что за рулем был он. А лишения прав он не боится (поскольку прав у него не было). Девчонки тоже включили все регистры, пытаясь повлиять на ситуацию. Но что-то не проканало. Может, у гаишников были какие-то свои обстоятельства. В результате Дрюнины права поменяли на справку, что права находятся в ГАИ до рассмотрения дела, которое состоится через 2 недели. Ездить по этой справке можно, но только до означенного дня Ч.
На следующий день выглядел Дрюня не очень. И физическое, и моральное его состояние оставляло желать лучшего. Мы, как могли, поутешали его и все вместе стали решать традиционные вопросы русской интеллигенции – „Кто виноват?“ и „Что делать?“. Если ответ на первый вопрос был однозначен – „гаишники, козлы, чего им дома ночами не сидится“, то насчет второго возникли дискуссии. Одним из предложений было задействовать полиграфгруппу первой лабы (помните, Сердюк нашел для девчонок – Черепановой и Ко. - приработку в каком-то издательстве). Права подделывать мы их, конечно, не просили. Но вот справочку засканировать, дату убрать, написать, что „Андрей Леонидович Основич - лучший водитель НСО (шучу)“ – конечно, по силам. Наташка Черепанова принесла через пару часов результат – совершенно клевый экземпляр справки, куда можно поставить любую дату (по-моему, по качеству он был лучше оригинала). Дрюня получил пачку таких справок, и, естественно, мы это дело отпраздновали. (Правда, этим вечером от услуг извозчика отказались не только левобережцы и шлюзовцы, но и остальные).
Дрюня продолжал ездить по справке, обновляя свои индульгенции каждые две недели. Но в какой-то момент он снова поскучнел. Его уже пару раз тормозили и отпускали, посмотрев справку и покрутив носом. Вероятность, что он нарвется опять на того же или какого-нибудь внимательного мента возрастала. (Как говорил Бендер Балаганову – „скоро ваши рыжие кудри примелькаются и вас просто начнут бить“). Но победить человека, которого вся система приучила к изворотливости, нельзя. Его голова продолжала искать решение и нашла. На очередной пьянке Дрюня подошел ко мне и предложил такой вариант. Я отдаю ему свои права (шансы самому когда-нибудь стать автовладельцем и воспользоваться ими по назначению у меня были в тот момент весьма призрачными), туда клеится его фото. Он – Основич А.Л. – едет к нотариусу и составляет доверенность на свою машину на Томе Г.А. Потом он – Основич А.Л. – садится в свою машину и ездит на ней, предъявляя ГАИ права и доверенность на имя Томе Г.А., каковым он за рулем и являлся. Несложная комбинация, но пара неясных моментов все же была. Например, его фото в моих правах. Но наши умельцы – два Сереги, Самойленко и Веницкий, проявив свое художественное дарование, аккуратненько срезали мою фотографию, наклеили его фото и подрисовали печать, так что все выглядело пикко-белло. Права получились на загляденье. И Дрюня начал летать на своей ласточке с новыми крыльями. А оригинальное (мое) фото с куском оригинальной печати он будет хранить у самого сердца и по первому же требованию восстановит статус кво. И вот это было нарушение закона в стране номер 2 – Российской Федерации – подлог и подделка, причем опять групповое!
Все было хорошо, хотя случались интересные случаи. Например, в правах стояло только ФИО, а вот в доверенности в то время был адрес (мой, т.е. его), и однажды Дрюню насчет него спросили. Естественно, держа оную в своих руках для сверения. Но я в свое время придумал некоторое мнемоническое правило, которое несколько раз в Дрюнином присутствии (в основном, на всяких парти) демонстрировал. Адрес простой. Русская, как водка, а потом очко и год рождения – 21-57. По счастью, мы одного года выпуска, поэтому у него отскочило, как от зубов, –„ Русская 21-57“. И он был отпущен на свободу. А иногда стражи держали докУмент в руках подольше, но их подлинность никогда (хвала Серегам) не вызывала у них сомнений. Серега Веницкий напомнил фразу, сказанную Дрюне гаишником, которая курсировала в наших кругах после очередного подобного казуса, -„Что же это вы, Георгий Антонович, правила нарушаете?“. Надо ли говорить, что пару месяцев после этого меня только этой фразой и встречали.
Примерно через год, в октябре 1992-го, мы получили документы на выезд. Помаявшись пару недель, я позвал Дрюню для разговора и сообщил, что через пару месяцев придется рокирнуть взад. Андрей, зная уже, что уедет в Америку, причем, скорее всего, раньше меня, воспринял это вполне спокойно. Так мы первыми из нашей компании узнали, что она – компания – потеряет через некоторое время сразу двух своих членов.
Однако жизнь продолжалась, и эти пару месяцев еще надо было прожить. Я заканчивал все свои приработки (было их 5-6 штук, причем, когда я везде закрылся, то стал миллионером. Но, к сожалению, этих денег хватило только на билеты до Франкфурта и отходной банкет). А Дрюня решил дотянуть проект КОМЕСТРА (какая-то страховая компания из Кемерова, с которой компания Бондаренко-Основич-Кузнецов-1-я лаба завязалась в то время) до какого-то перевалочного пункта, например, заключения договора. И в связи с этим отбыл на своей ласточке с Толиком в вышеозначенный город.
Вернулся он оттуда немного расстроенным и тут же позвал меня для разговора. „Жора, беда, нас обокрали“ – трагически промолвил он. „Права?“ „Нет, с ними все в порядке, держу у самого сердца, то есть в заднем кармане брюк. Но вот барсетка – с деньгами, ключами и пр. – ее стянули. И самое главное – с твоей оригинальной фотографией. Как мы теперь восстановим твои права?“ Но нельзя победить... (дальше смотри вверху). Короче, наши умельцы Сереги потратили еще 10-15 минут (у меня, по счастью, нашлась еще одна фотогрфия) – и все вернулось на круги своя.
Так мы и разъехались – Дрюня в конце ноября в Штаты, я в конце декабря – в Германию. В новой стране захотелось начать жизнь сначала, чтоб все правильно, без дураков, без глупостей, с использованием опыта прожитых 36-ти лет. Когда еще выдастся такой шанс! Короче, 23.12.1993 – начало новой жизни!
Начал. Осваиваем быт, ходим в языковую школу, охота поездить на машине. Как у вас тут с правами? Немцы, вообще, - ребята доверчивые. До апреля 1992 года они подтверждали права без всяких волокит. Сдал старые – получил новые. Потом их что-то насторожило – приезжают люди, все 100%-ные автоводители, а количество аварий увеличилось на 40%. Начали проверять – вот те раз! Ездить-то никто не умеет. Может, у них в России машины другие? Короче, ребята, давайте так – привезли права – нет проблем, можете ездить год, но за этот год извольте получить немецкие права. (И как опытным водителям, вот вам льготы – половина стоимости курса + посещать занятия необязательно, если знаешь теорию и практику). Ну, надо – так надо. Хорошо б было приехать пару лет назад. Или вообще – здесь родиться... Хотя нет! Академ и Филиал никому не отдам!
Я пришел в их ГАИ, сдал права, получил справку. Пошел в водительскую школу, начал посещать занятия (и чтоб языку нахвататься, и терминологии) и ездить по справке. Все хорошо. Да черт меня дернул во время одного вечернего ...-пития спросить у брата – „А зачем права-то сдавать“. „Очень просто“, - отвечает он мне, - „положено. Процедура такая. Права посылают в Берлин, в Министерство дорог и движения, в экспертный отдел. На предмет подделки“...
Я так и присел! Вот так начал новую жизнь! Вот вам и нарушение закона в стране номер 3 – Германии – подлог и подделка, причем здесь уже я один, без подельников. И не то, чтоб я не доверял нашим Серегам. Но все же экспертиза, Берлин, Министерство... Короче, недели три я маялся ночами – идти сдаваться или нет... Если идти, то что говорить. Представьте себе добропорядочного немца, воспитанного их гребанной системой инструкций и правил, не оставляющей ни капельки свободы, креатива, изложения в стиле сюр. Ну как я ему расскажу все вышеизложенное? „Я два раза подделал свои настоящие права, чтобы получились настоящие права“... У меня и словарного-то запаса не хватит.
Думаю, сошел бы с ума, если б не секретарша в водительской школе. Она как-то меня спросила: „А что это вы на экзамен не подписываетесь?“ „Так ведь права, экспертиза, проверка“. „Да они уже давно у меня в сейфе лежат“. Вот гады немцы! Делают вид, что они бюрократически-аккуратно-добросовестные. А сами... Давно уж поняли, что с нашими людьми им не совладать. Если каждый Серега – Левша! Какие уж тут проверки-экспертизы. А людям сообщить не сообщили. Нервирует, ей-богу. Собаки!
Естественно, экзамен я сдал с первого раза. И с тех пор законов не нарушаю (почти).
Вот так, нарушив законы трех стран, я все равно остался законопослушным гражданином.
А теперь для тех, кто все-таки дочитал до конца – призовая игра.
Найдите отличия в картинках.