Театр «Старый дом» (Новосибирск)
Автор идеи и режиссер – Семен Александровский (Санкт-Петербург)
Драматург – Вячеслав Дурненков (Тольятти)
Художник-постановщик – Алексей Лобанов (Москва)
О том, что в Новосибирске собираются ставить спектакль об Академгородке, я узнала весной прошлого года от своих друзей Ольги и Владимира Давыдовых. Владимир Давыдов – легендарный фото-летописец Академгородка. К ним за помощью обратилась Анастасия Безносова (Близнюк), отец которой Герман Петрович Безносов был поистине "душой Академгородка" поэт и музыкант, юморист, "министр странных дел" клуба "Под интегралом" и многолетний председатель жюри конкурса "Мисс НГУ" (Подробнее: http://academ.info/news/7537).
Осенью нас в Калифорнии навестили Клара и Владимир Штерн, которые рассказaли о своей встрече со сценаристом и режиссером готовящегося спектакля. Клара Петровна Штерн, выпускница НГУ, многие годы заведовала научной библиотекой Вычислительного центра СО АН СССР. Владимир Николаевич Штерн, физик из первого выпуска НГУ, доктор физико-математических наук, профессор, живет и работает в Хьюстоне, Техас, США.
По моей просьбе они написали об этой встрече и даже прислали переписку с режиссером Семеном Александровским. Она проливает свет на некоторые фрагменты истории подготовки этого спектакля.
Из рассказа Клары Штерн:
«Нас (косвенно) привлекли к созданию этого спектакля его сценарист Вячеслав Дурненков и режиссёр Семён Александровский. В начале августа 2014 г. мы были в Академгородке и, гуляя по знакомым дорожкам, проходили мимо здания нового «Интеграла» («НИИ КуДА», где нас увидела Настя Безносова (Близнюк). Она сидела в кафе с создателями спектакля и рассказывала им о своём папе. Тут-то мы ей и «подвернулись».
Около часа Дурненков и особенно Александровский расcпрашивали Володю о его видении и понимании роли Академгородка, а также о тематике и результатах его научных исследований. Володя сказал, что его первые ощущения по приезде в Академгородок были близки к тем, что испытывал молодой программист в сказке для мэнээсов «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, и до сих пор это вспоминается как чудо и редкая удача. Через несколько месяцев Володю попросили подредактировать научную компоненту, что он и сделал».
На фото все 4 участника беседы: Анастасия Близнюк (Безносова), рядом Владимир Штерн, Семѐн Александровский (на втором плане) и Вячеслав Дурненков. (Фото Клары Штерн)
Режиссер Семен Александровский и профессор Владимир Штерн (Фото Клары Штерн)
Письмо Семена Александровского Владимиру Штерну:
«Мы с драматургом собрали документальный материал про Академгородок и составили из него текст для спектакля.
В спектакле не будет конкретных персонажей, но будет группа из пяти молодых людей, которые собрались на кухне и придумывают идеальный город науки, город, в котором они мечтают жить и работать. Фокус в том, что они сочиняют то, что потом было на самом деле, такой вот театральный ход. Они сочиняют все вплоть до 68 года, а потом они находят в столе стенограммы заседаний по письму сорока шести. И тут утопия заканчивается, они оказываются в реальности, которая начинает их подавлять.
... после сцены "суда" (это чтение протоколов) наступает третья часть – каждый уходит в собственную науку. Это своего рода внутренняя иммиграция. И тут у каждого из пяти участников спектакля должен быть монолог, какой наукой он сейчас занимается, какие решает научные проблемы. С этими монологами у нас пока не все гладко. Я бы вас хотел очень попросить глянуть текст, который я расшифровал из нашего с вами разговора, и по возможности поправить, дополнить, расширить, изменить его, если вы посчитаете нужным.
Мне кажется, в этом тексте не должно быть историй или воспоминаний, а рассказ в реальном времени, работа над научной задачей.
Мне очень нравится то что вы рассказали про противотоки – это разговор о конкретной научной проблеме, но он как бы больше этого, у него есть второе дно, и это как раз должно хорошо работать в спектакле.
Очень надеюсь на вашу помощь.
С уважением,
Семен Александровский».
Здесь я приведу текст Владимира Штерна, отредактированный для сценария. Попал ли этот текст в монолог героя, я не знаю, но мне, гуманитарию, он показался очень интересным. Написан доступно, то есть языком просветителя (спасибо, Володя!), и открыл мне глаза на многие явления, о которых я даже не задумалась! Если кому-то скучно читать о физике, прочитайте только последний абзац, который я выделяю. Речь идет о противотоках в науке и в жизни:
«Когда вы видите в небе двойной белый след самолета, то это продукт струй, сходящих с крыльев. Там большая скорость и поэтому низкое давление и температура. В этих условиях атмосферный водяной пар конденсируется в маленькие капельки в виде тумана, который мы и видим. Используя этот эффект, мы придумали аппарат для осушки природного газа от паров воды. Газ очень важно осушить перед тем, как пустить в трубопроводы, иначе этот пар где-нибудь сконденсируется, возникнет пробка, и газ не сможет проходить. Сконденсированная влага способствует и развитию ржавчины. Поэтому газ надо хорошо осушить. Сейчас это делается с использованием химической технологии, что не очень полезно для окружающей среды. Предлагаемый газодинамический метод экологически чист, да и дешевле химического. Недавно этот аппарат был запатентован в США.
Идея патента проста и, в общем, хорошо известна. Но есть одна, казалось бы, маленькая, а на самом деле большая заковырка. Чтобы удалить капли конденсата из газа, поток закручивают. Возникающая центробежная сила отбрасывает капельки, чья плотность в тысячу раз больше плотности газа, на стенку аппарата, а там через щели влага удаляется. Чтобы быстро удалить капли, пока поток не затормозился и не разогрелся, нужна сильная крутка. А сильная крутка вызывает противоток – обратное течение – причём в самом неподходящем месте: там, где происходит конденсация пара. Противоток работает, как препятствие, и вызывает в сверхзвуковом потоке ударную волну. Проходя через неё, поток нагревается, капли испаряются и, таким образом, осушки газа не происходит. Наш патент как раз о том, как избежать ударной волны, правильно организовав противоток.
Я написал книжку, которая называется «Противотоки» (Counterflows). Она опубликована в 2012 году издательством «Кэмбридж Юниверсити Пресс». Название «Противотоки» меня как-то греет потому, что связанно и с моей биографией…
Противотоки – это течения в противоположных направлениях. Есть тёплый Гольфстрим, текущий на поверхности Атлантического океана. А на глубине около трех километров есть холодное течение, которое движется, наоборот, с севера Европы к Мексиканскому заливу. Это самый знаменитый противоток.
Противотоки парадоксальны, они, казалось бы, не должны существовать, потому что встречные течения задирают друг друга, вызывая вихри (вроде известного «красного пятна» на Юпитере) и сильную турбулентность, которая должна всё перемешать и затормозить оба течения. Тем не менее, гравитация и центробежная сила позволяют противотокам быть очень протяженными.
Протяженные противотоки играют большую роль в технике. Допустим, нужно отделить капельки нефти от загрязненной воды. Для этого есть простое устройство, которое называется гидроциклон и работает как центробежный сепаратор. Это цилиндр с большим отношением длины к диаметру. С одного конца в него вводится по касательной загрязнённая жидкость и возникает закрученное течение. Вода, прижатая центробежной силой к боковой стенке, по спирали движется к противоположному концу. Капельки нефти, имеющие меньшую плотность, чем вода, всплывают к оси и, что самое удивительное, текут в противоположную воде сторону – развивается противоток.
Есть и много других природных явлений (например, торнадо) и технологических процессов (например, маневры самолётов с дельта-крыльями), где противотоки играют ключевую роль.
Моя книга объясняет механизмы противотоков: как они возникают, развиваются, становятся иногда двойными и множественными. Указывает и возможные механизмы управления противотоками.
Противотоки иногда важны и в частной жизни людей, и в исторических процессах, когда что-то движется в сторону, противоположную доминирующему движению, и это становится судьбоносным».
21 ноября 2014 года состоялась премьера спектакля «Элементарные частицы» в театре «Старый дом», а потом состоялось его обсуждение со зрителями, в котором участвовали люди, послужившие прототипами героев спектакля, известные ученые, жители Академгородка и молодежь.
Из Академгородка сразу полетели отклики на премьеру в адрес Штернов, которые они пересылали своим друзьям, то есть я узнавала все новости незамедлительно. После всего увиденного и прочитанного о спектакле Клара написала свое заключение:
«Писать о спектакле, которого не видел и даже не читал сценария, – дело неблагодарное. Напоминает кампанию, клеймившую Бориса Пастернака: «роман «Доктор Живаго» не читал, но присоединяюсь и т.д.». Мы прочли и просмотрели видео-обсуждения в театре «Старый Дом», где спектакль был вынесен (в основном) на суд зрителей – жителей Академгородка.
Они доступны на сайтах:
http://academ.info/news/30119 – Полная видео-версия обсуждения спектакля.
http://nsknews.info/news/146442 – Сцены из спектакля в новосибирских «Новостях культуры».
http://www.colta.ru/articles/theatre/5529 – статья Антона Хитрова на сайте «Академгородок.doc».
Возможно, что сейчас публикаций уже больше.
Основная мысль всех этих публикаций – спектакль об истории Академгородка не понравился ученым.
Но из этих же видео и публикаций следует, что спектакль понравился молодым, что обнадёживает».
После публикации на нашем сайте НФ большого обзорного материала Веры Петрашковой «Театры Новосибирска», где также упоминается эта премьера в театре «Старый дом», я решила обратиться к Штернам с просьбой дать более подробную информацию. Так возникла эта статья.
Да, публикаций о спектакле уже много. Вы можете их посмотреть и почитать на сайте театра:
http://www.old-house.ru/perfomances.php?perfomance=138 – театр «Старый дом», спектакль «Элементарные частицы».
Я не могла пройти мимо такого события, как спектакль об Академгородке. Из статьи Антона Хитрова: «Академгородок, который режиссер называет «последней советской утопией», предстает в «Элементарных частицах» не только научным и образовательным центром, но и местом уникального социального эксперимента по эмансипации и созданию гражданского общества».
Мы все так или иначе участвовали в этом эксперименте. Первое мое посещение Академгородка было как раз в 1968 году, как раз в то время, когда кончается действие в спектакле. Я ощутила необычность этого места по сравнению с теми, в которых мне пришлось жить до того. Я поняла, что люди здесь видят окружающую реальную жизнь иначе, я начала тоже «прозревать». И, главное, люди любили свое дело, любили свой Академгородок.
Помню, в июле 2001 года я принимала участие в конференции «Перспективы систем информатики», посвященной 70-летию академика А.П.Ершова, которая проходила в Малом зале Дома ученых. Там я встретила Германа Петровича Безносова, которого мне когда-то представил Андрей Петрович Ершов. Герман Петрович был «активным читателем» Библиотеки Ершова, где я работала, а также преподавал информатику в школе у нашей дочери Катерины. Герман Петрович собирал мнения жителей и гостей Академгородка, и на конференции он обратился и ко мне с просьбой написать, что я думаю об Академгородке. Я написала: «Быть академгородковцем – большая удача в жизни». Герман Петрович меня одобрил и ободрил: «Да Вы – философ!»
Ю.А. Первин, Н.А. Садовская, Г.П. Безносов. Дом Ученых, 2001 г. (Фотоархив СО РАН)
Словом, меня и сейчас зацепили «противотоки», о которых написал Владимир Штерн. Противотоки я увидела в идее самого спектакля, где молодые ученые упорно работают над созданием города науки и где процветает невероятный по тем временам вольный дух. «Самым ярким проявлением их активности стало письмо 46-ти. Это была реакция на процесс над Гинзбургом и Галансковым, которым предъявили обвинение в «антисоветской агитации и пропаганде» за их «Белую книгу» – документальный сборник о деле Синявского и Даниэля». (http://www.teatral-online.ru/news/12689/). В обсуждении спектакля Семен Александровский ссылается на книгу, которую он изучил перед созданием спектакля. Я думаю, он имел в виду книгу историка из Академгородка И.С. Кузнецова «Новосибирский Академгородок в 1968 году: "письмо 46-ти": документальное издание». С одним из подписавших это письмо мы дружим уже более сорока лет. Это бывший сотрудник ВЦ СО АН СССР Меньщиков Валерий Федорович. Он всегда был неравнодушным человеком и по сей день активно работает в разных областях. (Подробнее о нем: http://www.atomic-energy.ru/experts/menshchikov-valerii-fedorovich. А нас, филиальцев, считает своими верными друзьями, попросил включить его в рассылку Новостей сайта НФ и ежегодно присылает в адрес сайта всем нам новогодние поздравления.
Противотоки в обсуждении зрителями также налицо. Равнодушных нет! На сайте театра среди откликов, оставленных зрителями, больше всего либо отрицательных, либо недоуменных. Но мне хочется закончить такими:
Иван
23 ноября 2014
"Элементарные частицы" в "Старом доме" рекомендую для тех, кто готов воспринимать ИНОЙ театр – НЕ действенный. Это совсем другое искусство... Его магию стоит хотя бы раз испытать на себе. Хотя бы из любопытства. Не ждите, что вас будут развлекать и травить смешные байки про Академгородок. Будьте готовы увидеть точку зрения на историю собственного города, которая может вывести вас из себя или заставить измениться. В спектакле много медитативной красоты и очень интересно работает видео, которое оживает на твоих глазах. Спокойствие и тишина этого спектакля (для меня) – лучшая атмосфера для внутреннего танца и мысли. Спасибо актерам, которые предстали в ином неожиданном свете.
Алина
24 ноября 2014
Мне кажется, споры вокруг этой премьеры только доказывают, что она стало событием. И эстетическим, и историческим... Была на премьере, к сожалению, обсуждение с самими академиками смогла посмотреть только в записи, но потрясена. Таких – значимых и вызывающих множество личных переживаний спектаклей – в нашем городе не было... Спасибо драматургу, режиссеру, актерам и театру, что решились говорить о близком...
В заключение только хочу сказать, что ближайшее представление «Элементарных частиц» в театре «Старый дом» состоится в воскресенье, 25 января 2015 года.